11.09.2018

Решение Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга по важному законопроекту

11092018_45.jpg


 

РЕШЕНИЕ

Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга

(протокол № 11 от 10 сентября 2018 г.)

 

Совет Адвокатской палаты Санкт-Петербурга (далее – Совет АП СПб), изучив законопроект № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон), внесенный членами Совета Федерации   А.А. Клишасом, Л.Н. Боковой, депутатами Государственной Думы А.Б. Выборным, Д.Ф. Вяткиным, принял решение рекомендовать Совету Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее – Совет ФПА РФ) одобрить законопроект, с учетом отдельных замечаний, изложенных в настоящем Решении:

Проект закона содержит ряд полезных дополнений, необходимость которых давно обсуждалась и признана в адвокатском сообществе, в частности:

1. Представляется обоснованной новация, предусмотренная ст.16 Закона в новой редакции, предоставляющая возможность приостановления статуса на основании личного заявления адвоката без указания причин. Одновременно значительно более простой, по сравнению с существующим, порядок сохранения принадлежности к профессии в законопроекте разумно обеспечен распространением на адвоката с приостановленным статусом требований соблюдения Кодекса профессиональной этики адвоката.

В связи с этим Совет АП СПб считает необходимым исключить п.3 ст.16 в редакции законопроекта, в соответствии с которым «приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных настоящим Федеральным законом», так как весьма высока вероятность использования данного положения во вред интересам отдельных адвокатов и института адвокатуры в целом.

2. Совет АП СПб положительно оценивает корректировки, вносимые законопроектом в статьи, регламентирующие порядок создания и деятельности адвокатского бюро (новая редакция ст.23 Закона).

3. Совет АП СПб считает правильным и своевременным дополнение компетенции Совета ФПА РФ полномочиями по разработке и утверждению Единых методик соблюдения Стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской профессии; по утверждению порядка прохождения стажировки и порядка работы в качестве помощника адвоката (изменения п.3 ст.37). Это дополнение отражает тенденцию развития принципа корпоративности в деятельности российской адвокатуры и будет способствовать приведению статуса стажера и помощника адвоката в соответствие с нынешними реалиями.

4. Дополнение к ст.25 Закона о «гонораре успеха» является давно назревшей необходимостью. В законопроекте закрепляется право адвоката включать в соглашение с доверителем условие о том, что выплата вознаграждения может быть поставлена в зависимость от результата оказания юридической помощи.

При этом должны существовать гарантии того, что при формировании условий договора о выплате гонорара успеха не будут нарушены интересы доверителя – договор не будет содержать для него обременительных или несправедливых условий. В связи с этим новая норма логично предоставляет полномочие Совету ФПА РФ устанавливать общие рамки и правила для реализации адвокатами права на включение в соглашение условия о «гонораре успеха».

5. Определенную дискуссию в адвокатском сообществе вызвало предложение законопроекта ввести дополнительные условия для изменения членства в адвокатской палате для лиц со стажем адвокатской деятельности менее 5 лет.

Данная законодательная новация имеет целью устранить имеющиеся злоупотребления в процессе получения статуса адвоката. В последние несколько лет распространенной проблемой стало «манипулирование» выбором региона для сдачи квалификационного экзамена. Речь идет о подаче претендентами документов для сдачи квалификационного экзамена не по месту своего проживания и ведения практики, а в других регионах с целью «облегчить» сдачу экзамена.

В результате участились случаи, когда адвокат сразу после получения адвокатского удостоверения подает заявление о переходе в другую региональную палату по месту своего реального проживания.

Таким образом, устранение возможных злоупотреблений при получении статуса адвоката требует реагирования на уровне законодателя.

Вместе с тем, Совет АП СПб считает, что предложенный законопроектом пятилетний срок, в течение которого устанавливается согласование изменения членства в региональной палате, представляется чрезмерным.

В связи с этим считаем необходимым:

– во-первых, снизить предложенный в законопроекте срок до одного года;

– во-вторых, дополнительно установить, что квалификационный экзамен на получение статуса адвоката сдается претендентом в том регионе, в котором он состоит на налоговом учете, который, в свою очередь, соответствует месту официальной регистрации.

Такая законодательная корректировка будет достаточной для устранения существующей проблемы.

Совет АП СПб, вопреки имевшим место в ходе обсуждения утверждениям, полагает, что законопроект не ограничивает право адвокатов, впервые получивших статус, при наличии реальных к тому оснований (фактический переезд, приобретение недвижимости, семейные обстоятельства, профессиональные интересы и т.д.), изменять свое членство в региональных палатах. Более того, действующий Закон не содержит привязки к месту проживания и не ограничивает адвоката ведением адвокатской деятельности исключительно в том субъекте Российской Федерации, в котором он зарегистрирован и состоит на налоговом учете.

Согласно Закону, адвокат должен состоять в реестре только одного субъекта РФ, однако, осуществлять адвокатскую деятельность он вправе на всей территории страны без ограничений.

Нахождение в реестре одной региональной палаты определяет только тот регион, в котором адвокат исполняет возлагаемые на него обязанности и предоставленные права: осуществление защиты по назначению, исполнение решений органов управления адвокатской палаты, участие в деятельности и избрании органов самоуправления и т.д.

Таким образом, свобода передвижения гражданина по территории РФ не тождественна профессиональным правилам избрания регионального членства в адвокатской палате, а предложенный законопроектом порядок изменения членства в региональной палате (требующий некоторой корректировки) не нарушает конституционное право гражданина на свободу передвижения.

Предложенное законопроектом изменение также актуально и своевременно в контексте планируемой реформы оказания квалифицированной юридической помощи, и существующей, по мнению ряда коллег, угрозы коммерциализации допуска к адвокатской профессии.

6. Совет АП СПб также поддерживает положения проекта о возможности переизбрания президента палаты субъекта РФ и президента ФПА РФ на третий срок, которое осуществляется не Советом палаты, а на основании выборов на общем собрании (конференции) палаты или Всероссийском съезде адвокатов (изменения в ст.31 и ст.37 Закона).

В соответствии с действующей редакцией Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» президент адвокатской палаты не может быть избран на третий срок после двух сроков подряд.

Однако, практика применения действующего Закона показала, что несмотря на установленный запрет, Советы некоторых региональных палат избирали на непродолжительное время нового президента палаты. Такой вновь избранный президент вскоре слагал свои полномочия, и Совет вновь избирал на этот пост предыдущего президента, по сути продлевая его полномочия на третий срок.

По мнению Совета АП СПб, предлагаемый законопроектом механизм реформирует процедуру избрания президента палаты субъекта РФ и президента ФПА РФ в направлении усиления роли демократических принципов организации и деятельности адвокатуры, учета мнения адвокатского сообщества и обеспечения преемственности в работе советов региональных палат и ФПА РФ.

Предложенный в законопроекте механизм, с одной стороны, сохраняет гибкость в саморегулировании вопросов избрания адвокатами своих органов управления – если региональное адвокатское сообщество хочет видеть своим президентом какое-либо лицо в третий раз, то эта ситуация в соответствии с законопроектом становится допустимой при соблюдении демократических гарантий.

С другой стороны, по сравнению с действующим Законом, устанавливается жесткий ограничитель для президента палаты, желающего сохранить за собой президентское кресло в третий раз.

Во-первых, по законопроекту «третий срок» – это третий срок полномочий после любых двух предыдущих, а необязательно прошедших подряд, как это зафиксировано в действующей редакции. Во-вторых, главный ограничитель – это необходимость пройти процедуру выборов президента палаты на третий срок уже не на Совете адвокатской палаты, а на общем собрании (конференции) адвокатов. И в-третьих, такое избрание на конференции проводится путем тайного голосования при возможности участия в нем других выдвинутых Советом кандидатов.

Таким образом, предложение о внесении в Закон положений о выборах президентов региональных палат и президента ФПА, баллотирующихся более чем на второй срок, путем прямого голосования на общем собрании или конференции (съезде) следует поддержать как демократичный и разумный вариант.

7. Совет АП СПб поддерживает предложенную проектом возможность истребования президентом ФПА РФ дисциплинарного дела из любой региональной палаты по возбужденному президентом ФПА РФ дисциплинарному производству для передачи дела в Комиссию по этике и стандартам ФПА РФ и последующего, при наличии указанных в Законе оснований, рассмотрения Советом ФПА РФ.

Данный законопроект предлагает ввести особую процедуру рассмотрения лишь для крайне незначительной части от числа всех дисциплинарных производств. ФПА РФ наделяется правом пересматривать дисциплинарные решения региональных палат исключительно по тем дисциплинарным делам, которые возбуждаются президентом ФПА РФ.

Необходимо принимать в расчет, что региональные палаты по всей стране рассматривают на своем уровне порядка 5 тысяч дисциплинарных дел в год, в то время как президентом ФПА РФ более чем за полтора года были возбуждены всего 3 дисциплинарных производства. Изменения в процедуре дисциплинарного производства вносятся только в этой части.

Кроме того, после наделения президента ФПА РФ правом на возбуждение дисциплинарного производства закономерным и логичным был бы следующий шаг – законодательно установить механизм контроля за результатами их рассмотрения и обеспечения единообразного применения норм Закона и Кодекса профессиональной этики адвоката. В связи с этим Совет АП СПб поддерживает данную поправку.

Эти дополнения обеспечивают реальность привлечения к дисциплинарной ответственности для всех адвокатов, независимо от занимаемых ими должностей в органах адвокатского самоуправления, включая президентов региональных адвокатских палат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.31 Федерального закона от 31 мая 2002 г.  № 63–Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»,   Совет Адвокатской палаты Санкт-Петербурга

 

РЕШИЛ:

 

1. Одобрить в целом с учетом предложенных Советом Адвокатской палаты    Санкт-Петербурга дополнений и изменений в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»    № 469485-7, внесенный членами Совета Федерации А.А. Клишасом, Л.Н. Боковой, депутатами Государственной Думы А.Б. Выборным, Д.Ф. Вяткиным.

2. Направить решение Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга в Федеральную палату адвокатов Российской Федерации.

3. Рекомендовать Совету Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации при определении позиции адвокатского сообщества в отношении обсуждаемого законопроекта одобрить его в целом и учесть изложенные замечания и предложения.

 

Президент                                                                                                                                                    Семеняко Е.В.